Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско - Иркутский тракт, Московско - Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога — крупнейшая в мире трансконтинентальная сухопутная магистраль.
Названий у Московско - Сибирского тракта много. Гораздо больше названий населённых пунктов, через которые он пролегал. Часть из них появились на карте только благодаря этой дороге, другие — получили дополнительное развитие вместе со строительством магистрали.
Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно эта дорога дала огромный толчок в освоении Сибири. Великий тракт позволил регионам европейской части Российского государства выйти на новые торговые пути в азиатской части, дойдя до Китая.
Московско - Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы в Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.
Эта дорога постепенно заняла лидирующую позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно. Она отняла пальму первенства у открытой в 1597 году Бабиновской дороги, не говоря уже о более ранних дорогах — Чердынской, Чусовской и старой Казанской.
Предназначалась дорога изначально только для курьерской службы. Но в тридцатых годах XVIII века дали разрешение и для торговых людей. Продолжая историю тракта, в 1754 году Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции. Такая станция, 13-я по счёту от Перми, появилась и в Билимбае. Через девять лет на этом участке открылось регулярное движение, а в 1783 году правительство официально узаконило большой Московско - Сибирский тракт.
Названий у Московско - Сибирского тракта много. Гораздо больше названий населённых пунктов, через которые он пролегал. Часть из них появились на карте только благодаря этой дороге, другие — получили дополнительное развитие вместе со строительством магистрали.
Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно эта дорога дала огромный толчок в освоении Сибири. Великий тракт позволил регионам европейской части Российского государства выйти на новые торговые пути в азиатской части, дойдя до Китая.
Московско - Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы в Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.
Эта дорога постепенно заняла лидирующую позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно. Она отняла пальму первенства у открытой в 1597 году Бабиновской дороги, не говоря уже о более ранних дорогах — Чердынской, Чусовской и старой Казанской.
Предназначалась дорога изначально только для курьерской службы. Но в тридцатых годах XVIII века дали разрешение и для торговых людей. Продолжая историю тракта, в 1754 году Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции. Такая станция, 13-я по счёту от Перми, появилась и в Билимбае. Через девять лет на этом участке открылось регулярное движение, а в 1783 году правительство официально узаконило большой Московско - Сибирский тракт.

В 1824 году по Сибирскому тракту проезжал император Александр I.
К началу XIX века Московско - Сибирский тракт снискал себе славу тернистого и мученического пути на сибирскую Голгофу. В народе за ним закрепилось название «Владимирки».
Этапное движение регламентировалось принятым в 1822 году «Уставом об этапах», которым были определены принципы обустройства тюрем, порядок движения ссыльных партий, обязанности и права командиров и солдат стражи, система учёта перемещаемых заключённых. Центром управления ссыльно - этапным делом являлся Приказ о ссыльных в городе Тобольске. Распорядок передвижения заключённых по Сибирскому тракту был следующим: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять - тридцать вёрст. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мёртвого».
Одним из самых известных среди первых людей, проследовавших в Сибирь для отбывания наказания в 1790 году, оказался писатель Александр Николаевич Радищев, автор повести «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1797 году Павел I помиловал опального писателя и тот вновь проехал по «Владимирке» через Билимбай. В своих дневниках, вышедших под названием «Путешествие в Сибирь» и «Путешествие из Сибири», он упоминает об этом посёлке.
К началу XIX века Московско - Сибирский тракт снискал себе славу тернистого и мученического пути на сибирскую Голгофу. В народе за ним закрепилось название «Владимирки».
Этапное движение регламентировалось принятым в 1822 году «Уставом об этапах», которым были определены принципы обустройства тюрем, порядок движения ссыльных партий, обязанности и права командиров и солдат стражи, система учёта перемещаемых заключённых. Центром управления ссыльно - этапным делом являлся Приказ о ссыльных в городе Тобольске. Распорядок передвижения заключённых по Сибирскому тракту был следующим: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять - тридцать вёрст. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мёртвого».
Одним из самых известных среди первых людей, проследовавших в Сибирь для отбывания наказания в 1790 году, оказался писатель Александр Николаевич Радищев, автор повести «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1797 году Павел I помиловал опального писателя и тот вновь проехал по «Владимирке» через Билимбай. В своих дневниках, вышедших под названием «Путешествие в Сибирь» и «Путешествие из Сибири», он упоминает об этом посёлке.

В 1826 году через Билимбай проследовали в нерчинские рудники декабристы. Бранили Московско - Сибирский тракт за его плохое состояние и Антон Чехов, и Дмитрий Менделеев, и Федор Решетников, и Василий Немирович - Данченко.
О Сибирском тракте Николай Михайлович Ядринцев писал в 1880-х гг.: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид… пашни, изрезанной продольными бороздами… приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону… Станцию вёрст в тридцать приходится ехать часов 7-8».
К концу XIX века тракт уже не удовлетворял потребностям экономики страны. В качестве замены 13 октября 1878 года было открыто железнодорожное сообщение от Перми до Екатеринбурга по Уральской горнозаводской железной дороге, через Чусовской, Кушву, Нижний Тагил и Невьянск. В ноябре 1909 года вступила в строй железнодорожная линия Пермь – Кунгур – Екатеринбург. С открытием Транссиба Московско - Сибирский тракт и вовсе утратил своё значение.
Сегодня от прежнего тракта остались только отдельные участки. Именно поэтому так важно сохранить его историю, как одного из самых важных исторических объектов не только на Урале, но и в России. Посёлок Билимбай является как раз таким местом, где местные краеведы не забывают об этой важной транспортной артерии прошлых веков.
Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, и на развитие Сибири в целом.
О Сибирском тракте Николай Михайлович Ядринцев писал в 1880-х гг.: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид… пашни, изрезанной продольными бороздами… приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону… Станцию вёрст в тридцать приходится ехать часов 7-8».
К концу XIX века тракт уже не удовлетворял потребностям экономики страны. В качестве замены 13 октября 1878 года было открыто железнодорожное сообщение от Перми до Екатеринбурга по Уральской горнозаводской железной дороге, через Чусовской, Кушву, Нижний Тагил и Невьянск. В ноябре 1909 года вступила в строй железнодорожная линия Пермь – Кунгур – Екатеринбург. С открытием Транссиба Московско - Сибирский тракт и вовсе утратил своё значение.
Сегодня от прежнего тракта остались только отдельные участки. Именно поэтому так важно сохранить его историю, как одного из самых важных исторических объектов не только на Урале, но и в России. Посёлок Билимбай является как раз таким местом, где местные краеведы не забывают об этой важной транспортной артерии прошлых веков.
Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, и на развитие Сибири в целом.